Строительство из железобетона



В области железобетона развитие конструкций также шло в направлении их облегчения и освоения больших пролетов. Среди тонкостенных пространственных железобетонных систем, получивших развитие в 30-е годы, наиболее распространенной формой был тонкий цилиндрический свод, работающий как балка большого пролета, но встречались другие формы: пониженные своды с нервюрами, своды двоякой кривизны, как, например, седловидные своды
в ангарах Лимож-Фетиа или двусторонние консольные навесы, заделанные в центральные опоры.
Следствием усложнения производства и интенсификации труда, ведущей к быстрому физическому износу рабочих и росту несчастных случаев на производстве, было требование повышения удобства работы и усиление внимания к эстетической стороне промышленного сооружения, оказывающей немалое влияние на производительность труда. Так, ряд построенных в межвоенный период промышленных зданий приближается по своему облику к лаборатории; таковы некоторые электроцентрали, авиационные заводы. Один из первых и лучших примеров подобного рода сооружений — лаборатория д-ра Деба в Гарше (арх. Баро, 1932—1936), где здание производственного
назначения со всеми помещениями бытового обслуживания персонала (350 человек) расположено в саду между обширным регулярным партером с цветниками и естественным парком, разбитым в гористой части территории. Но такие примеры еще очень редки, и наряду с ними строилось множество промышленных сооружений чисто утилитарных, в которых задачи художественного порядка вообще не ставились. Однако показательна сама тенденция включения промышленного здания в круг объектов деятельности архитектора.
В рассматриваемый период значительная часть французских архитекторов рационалистического склада, используя новую технику и оставляя обнаженной конструкцию, оставалась на позициях классической школы в приеме решения плана, в объемном построении здания, в трактовке его архитектурных форм. Наиболее крупным и noследовательным представителем этого направления был Огюст Перре (1874—1954).
Его работы межвоенного времени продолжают линию развития, намеченную в первых произведениях: с одной стороны, непременное требование правдивости выражения конструкций, с другой — верность общим принципам классицизма, стремление связать новую конструкцию из железобетона с исторической традицией французской архитектуры. С железобетоном, его спецификой как материала связано то исключительное значение, которое Перре придавал каркасу здания. Большую роль в творчестве Перре играла архитектура зданий промышленного, утилитарного назначения. Здесь шла выработка его архитектурного словаря, точного и ясного, избегающего привнесенных украшений.